Меню сайта
Категории раздела
Люди Победы [7]
Техника РККА [2]
Техника Вермахта [1]
1-я гвардейская танковая армия [1]
Загадки истории [1]
Мир вокруг нас [2]
Оплаченная реклама

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 497
Информер
Книжная полка

история ВОВ

Статистика

Проверка ТИЦ

Яндекс.Метрика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Публикации » Люди Победы

Гинтовт В. М.
22.04.2012, 19:51

Гинтаутас (Гинтовт)ginti "оборонять"; tauta "народ Защитник народа (ср. польск. Бронислав, гр. Александр) 


Гинтовт Витольд Михайлович родился 07.03.1922г. в д. Слободщина, Минского района, Минской области. Эта деревушка находится в 10км от г. Минска по Московскому направлению. В семье у Витольда было двое братьев Адольф, Янек и сестра Галина. В 16 лет Витольд начал трудовую деятельность механизатором Острошицко-Городокской МТС. Осенью 40-го года уже выделялся как способный механизатор на комбайновой уборке. Весной 1940года по повестке попал в танковую школу г. Котовска. И в 19 лет встретил войну механиком водителем танка Т-34.

Боевой путь.

Сражался на Западном, Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. В августе 1942 года в составе 200-й танковой бригады 6-го танкового корпуса В.М.Гинтовт принимал участие в Ржевско-Сычёвской операции войск Западного фронта. Корпус прорвал оборону противника, вышел к реке Вазуза, 6 августа форсировал её и до конца августа вёл бои на захваченном плацдарме. Затем корпус был выведен с плацдарма и с 2 сентября участвовал в нанесении удара по группировке противника в районе реки Гжать. Наступление успеха не имело. С 9 сентября 6-й танковый корпус участвовал в наступательной операции в районе Ржева в оперативном подчинении 31-й армии. В боях корпус понёс большие потери и 12 сентября был выведен в резерв Западного фронта. С 24 ноября началось новое наступление на Сычёвку в районе реки Вазуза в полосе 20-й армии вместе с 2-м гвардейским кавалерийским корпусом. В боях 6-й танковый корпус потерял более 50 процентов личного состава и много танков. Вместе с 2-м гвардейским кавалерийским корпусом и 1-й самокатно-мотоциклетной бригадой он был к 29 ноября окружён. 30 ноября он прорвал кольцо окружения ударом на северо-восток. С наружной стороны навстречу нанесла удар 100-я танковая бригада, находившаяся вне окружения. Прорыв удался. После прорыва корпус доукомплектовался, получил новые танки и с 11 декабря снова начал наступательные бои. К 1 января 1943 года фронт на этом участке стабилизировался, и корпус был выведен в район станции Шаховская. В начале марта 1943 года 200-я танковая бригада вместе с 6-м танковым корпусом прибыла под Курск в район города Обоянь на Воронежский фронт в составе 1-й танковой армии. Корпус получил приказ оборудовать рубеж обороны по северному берегу реки Псёл в районе Обояни и не допустить прорыва противника в направлении Курска. 5 июля наступлением немецких войск началась Курская битва. На рассвете 8 июля на передний край по всему фронту обороны 6-го танкового корпуса обрушились огонь вражеских орудий и бомбовые удары с воздуха. Особенно сильную артиллерийскую подготовку противник вёл на участке 200-й танковой бригады, державшей оборону в районе села Верхопенье у Обояньского шоссе. В 5 часов утра, когда он начал атаку, сюда были брошены его 11-я танковая и 332-я пехотная дивизии. В течение 8 июля обстановка на этом участке обороны оставалась очень сложной, особенно в 200-й танковой бригаде, которой пришлось сдерживать натиск многократно превосходящих сил противника. В первой атаке позиций 200-й танковой бригады участвовало до 60 фашистских танков, в том числе 30 «тигров». Там, на небольшом участке дороги, тянувшейся через село Верхопенье к Обояни, оборонялся всего лишь один танковый взвод под командованием лейтенанта М.К.Замулы. Свыше 8 часов длился бой. На помощь этому взводу командир роты старший лейтенант З.П.Байбаков выдвинул ещё два. И хотя после этого гитлеровцы по-прежнему численно превосходили наши силы во много раз, им не удалось прорваться к селу Верхопенье. На этом же участке отличился взвод лейтенанта А.И.Мазалова, в танке Т-34 которого механиком-водителем был В.М.Гинтовт. Его воины проявили стойкость и бесстрашие. Умело маневрируя и ведя меткую стрельбу, взвод уничтожил несколько танков противника и шедшую за ними пехоту. В боях 8-9 июля за село Верхопенье 200-я танковая бригада не уступила противнику ни пяди своего участка обороны. Уничтожив несколько десятков фашистских танков и самоходных орудий, она вынудила врага к исходу дня 9 июля отойти на прежние позиции. Упорные оборонительные бои на Курской дуге шли до 12 июля. 16 июля на белгородском направлении противник начал отходить. 3 августа во время начавшегося контрнаступления советских войск 6-й танковый корпус был введён в прорыв после начала контрнаступления советских войск на белгородско-харьковском направлении (Белгородско-Харьковская операция). 7 августа 200-я танковая бригада вместе с другими соединениями корпуса освободила город Богодухов. 5 сентября 6-й танковый корпус был передан в оперативное подчинение 40-й армии и сосредоточен в районе города Лебедин. С 9 сентября корпус сражался на правом фланге 40-й армии в ходе наступления в юго-западном направлении к Днепру и участвовал в освобождении 13 сентября города Лохвица.24 декабря в Житомирско-Бердичевской операции войск 1-го Украинского фронта корпус был введён в прорыв в полосе 38-й армии (в составе 1-й танковой армии) и вёл бои в районе Винницы. 6 января 1944 года корпус получил приказ нанести удар южнее Винницы и захватить переправы через Южный Буг. Наступление началось 8 января. Умело обходя опорные пункты противника, передовой отряд 45-й гвардейской танковой бригады в составе батальона автоматчиков и танковой роты старшего лейтенанта А.И.Мазалова (механик-водитель – В.М.Гинтовт) стремительно двигался к железной дороге южнее Винницы. Когда танкисты прорвались к железной дороге, они увидели движущийся состав – вагоны с солдатами, а в середине – девять платформ с самоходными орудиями. Когда эшелон приблизился, танкисты открыли по нему артиллерийский огонь. Итогом этих смелых действий было уничтожение свыше 300 вражеских солдат и офицеров, а также 5 самоходных орудий. Прорывом к железной дороге Жмеринка – Винница движение по ней было прервано на три дня. К исходу дня передовой отряд 45-й гвардейской танковой бригады прорвался к Ярышевке и с боем захватил в районе этого населённого пункта переправы через Южный Буг. 10 января противник начал выдвигать крупные силы со стороны Винницы и из района южнее Жмеринки. Передовые отряды подверглись первым вражеским контратакам. Эти усилия противника отбросить наши части от Южного Буга не увенчались успехом. Переправы остались в руках советских воинов. В боях, продолжавшихся весь день, гитлеровцам был нанесён немалый урон. В бою за переправу старшина В.М.Гинтовт заменил погибшего командира старшего лейтенанта А.И.Мазалова. 19 сентября корпус ввиду больших потерь был выведен из боёв в резерв и возвращён в 1-ю танковую армию. 23 октября 1943 года 6-й танковый корпус был преобразован в 11-й гвардейский танковый корпус, 200-я танковая бригада – в 45-ю гвардейскую танковую бригаду. В начале декабря корпус был передислоцирован в район Киева на 1-й Украинский фронт.С 4 по 18 февраля 1944 года 45-я гвардейская танковая бригада в составе корпуса принимала участие в разгроме окружённой корсунь-шевченковской группировки противника. 21 марта 1944 года 11-й гвардейский танковый корпус перешёл в наступление в ходе Проскурово-Черновицкой операции 1-го Украинского фронта и прорвал оборону немцев на участке Тернополь – Проскуров. 24 марта 1944 года частью сил 45-й гвардейской танковой бригады, в которую входил танк В.М.Гинтовта, был освобождён город Гусятин. 24 марта части корпуса вышли к Днестру, 25 марта – форсировали Днестр, а 28 марта – форсировали реку Прут. 29 марта 45-я гвардейская танковая бригада в составе корпуса освободила город Черновцы и вышла на государственную границу СССР. 11-й гвардейский танковый корпус получил наименование «Прикарпатский», а 45-я гвардейская танковая бригада – «Гусятинская». 17 июля 1944 года 11-й гвардейский танковый корпус был введён в прорыв в Львовско-Сандомирской операции 1-го Украинского фронта. Корпус вышел на советско-польскую государственную границу СССР и 17-18 июля форсировал реку Западный Буг. Началось освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков. В конце июля 1944 года 45-я гвардейская танковая бригада форсировала реку Сан, за что была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени. 1 августа бригада в составе корпуса форсировала Вислу и до 31 августа вела бои за захват и расширение Сандомирского плацдарма. В ноябре 1944 года корпус был переброшен в район Люблина и передан в состав 1-го Белорусского фронта. 15 января 1945 года 11-й гвардейский танковый корпус был введён в прорыв в Висло-Одерской операции войск 1-го Белорусского фронта в полосе 8-й гвардейской армии для удара на Лодзь и Познань. 16 января 45-я гвардейская танковая бригада форсировала реку Пилица; 18 января вместе с 44-й гвардейской танковой бригадой она освободила населённый пункт Рава Мазовецка; 19 января взяла город Ленчица. 25 января бригада вместе с корпусом форсировала реку Варта. После форсирования Варты по приказу Маршала Советского Союза Г.К.Жукова вместо наступления на Познань корпус начал стремительно двигаться на запад, к Одеру. С 26 по 31января 45-я гвардейская танковая бригада принимала участие в боях по прорыву Мезеритцкого укреплённого района за рекой Обра в качестве передового отряда корпуса. К исходу 29 января 11-й гвардейский танковый корпус, преодолев первую полосу Мезеритцкого укреплённого района, вступил на территорию фашистской Германии. С 1 марта 11-й гвардейский танковый корпус участвовал в Восточно-Померанской операции. 3 марта 45-я гвардейская танковая бригада взяла Шифельбайн (ныне – Свидвин), 18 марта – Кольберг (ныне – Колобжег). 25 марта после ожесточённых боёв 45-я гвардейская танковая бригада с пехотой 27-й стрелковой дивизии овладела железнодорожной станцией Гдыня. 16 апреля 1945 года корпус переправился через Одер на Кюстринский плацдарм и был введён в прорыв в Берлинской операции войск 1-го Белорусского фронта. После попыток прорыва оборонительной линии на Зееловских высотах 44-я и 45-я гвардейские танковые бригады обошли Зеелов с юга; 22 апреля бригады корпуса прорвались в Берлин в пригород Уленхорст; 23 апреля корпус вышел к реке Шпрее в пригороде Карлсхорст. 24 апреля началось форсирование Шпрее в районе Кепеника. Первой форсировала Шпрее 45-я гвардейская танковая бригада, которая овладела Трептов-парком. Очищая квартал за кварталом, бригады наступали к центру города вплоть до 30 апреля. Они форсировали Ландвер-канал и продвигались к имперской канцелярии. 1 мая корпус очистил от противника парк Тиргартен. 2 мая боевые действия в Берлине были закончены.

Из личных воспоминаний. (Будни)

Первый серьезный бой принял в близ д. Рябиновка, (Калининское направление). Танковая рота, находясь в засаде, приняла бой с двумя колонами техники. Тяжелый танковый бой продолжался более трех часов. Маневрируя, механик водитель подставлял под ответный огонь лобовую броню танка. На поле, черными факелами дымили более десятка танков и бронемашин. А после, по армии была распространена листовка в которой говорилось, что в результате боя уничтожая противника, тридцатьчетверка получила 17 попаданий, а танк и экипаж уцелел благодаря мастерству и мужеству механика водителя, рассчитывающего интервалы на выстрелы и перезарядку, фиксируя и запоминая положение огневых точек противника и подставлявшему под ответный огонь максимально защищенные участки брони.
В следующем бою зимой при обороне высотки, поддерживая окопавшуюся пехоту, после нескольких выстрелов по атакующим танкам и пехоте противника подбив два танка, танковая пушка вышла из строя. В этом бою у немцев, атакующих тридцатьчетверку легкими и средними танками, почти не было ни какого шанса, не смотря на преимущество в двенадцать к одному. На замолчавшую тридцатьчетверку навалились со всех сторон. Экипажу ни чего не оставалось, как начать «организованный» выход из боя. Двигаясь задним ходом, танк получил снаряд, который заклинил башню, а от следующего попадания двигатель танка заглох. В поле стоял обездвиженный танк с экипажем. Фашистские солдаты окружили танк и, стуча прикладами, предлагали сдачу в плен. Башенный стрелок в ответ бросил пару гранат. После чего гитлеровцы набросили на танк брезент и, облив соляркой из баков танка, попытались его поджечь. В это время Гинтовт лихорадочно устранял неисправность и пытался завести танк. Немцы подогнали и поставили перед тридцатьчетверкой, вплотную легкий танк и в этот момент Витольд Гинтовт сумел запустить двигатель. Тридцатьчетверка на полном газу таранным ударом опрокинула танк противника, сбросив с себя огненное покрывало, вырвалась из кольца.Но через несколько минут уходящий танк получил снаряд в кормовую броню. Чудом остался в живых из экипажа только механик водитель. Раненый он все же привел подбитую машину к своим. После возвращения из госпиталя были бои под Ржевом и снова ранение. За всю войну их было три и тяжелая контузия. После войны в ноге так и остался как напоминание или сувенир в кости осколок снаряда. Из-за которого, врачи настаивали на ампутации воспалившейся ноги, и демобилизовали из армии в 1947 году. Но стараньями старушки лечившей травами и криничной водой сохраненной, и постоянно напоминавшей всю оставшуюся жизнь.
Участвуя в Орловско-Курском сражении, танковая рота, в составе которой находился Гинтовт, прикрывала шоссе связывающее Курск с Белгородом в районе д. Верхопенье. Танкисты за одну ночь оборудовали капониры, превратив свои танки в огневые точки. На рассвете вражеские танки и самоходные орудия, двигающиеся с пехотой в таком количестве которое танкисты видели впервые, пошли вперед. На этом участке приняло участие в атаке на позиции роты 30 танков и самоходных орудий типа Т-4, «Тигр», «Пантера», «Фердинанд». Пропустив основную атакующую группу танков на отвлекающих в глубине обороны и открывших огонь нескольких экипажей, танкисты заставили «Тигры» и «Пантеры» подставить бортовую броню. Находясь в укрытиях и ведя огонь из капониров, тридцатьчетверки получали хоть и временное, но преимущество, уменьшая свою площадь поражаемой поверхности. Эффект засады и внезапности с течением боя проходит и сильный удар оглушительным звоном отдался в маленькой крепости. – Старшина живой? – услышал Гинтовт по переговорному устройству. – Смени заряжающего. В результате боя в первый деньэкипаж Гинтовта уничтожил два танка и потерял заряжающего. Только после 10 дней противостояния он смог вывести танк из укрытия и с бригадой и другими частями перейти в контрнаступление. Увеличив свой боевой счет, на четыре танка и бронетранспортер и прибавив к медали «За отвагу», орден «Отечественной войны» 1-ой степени.
1943 год. Первая танковая армия переброшена на 1-й Украинский фронт. Бригада движется по направлению к Виннице. Первым идет танк командира роты А.М. Мазалова с механиком водителем Витольдом Гинтовтом. Где то передний край обороны противника. Ночь. Тихо сыплет мелкий снежок. Окрашенные белой маскировочной краской танки все же плохо сливаются с простыней ухабистого поля. Да и звук моторов и гусеничных траков выдает приближение техники. Механик ведет машину с открытым люком. Почти все войну он так и прошел с открытым и приоткрытым люком, что давало ему преимущество и, как он рассказывал, механики часто слепли от поражения снарядом люка механика водителя и если попадание, то уж наверняка. Что бы, не страдать потом. Вообще у него был еще один комплекс боязни погибнуть зимой. В одном бою, как он рассказывал, высунувшегося из люка танка командира, убило или осколком или пулей. Тело погибшего упало в танк. Экипаж был без соответствующего приобретенного опыта. На морозе следовало тело достать и прикрепить на броне за башней и продолжать вести бой. Что сделано не было. Потом после боя, окоченевшее тело, что бы достать пришлось экипажу пилить на части. После этого, как он говорил, больше всего боялся погибнуть зимой. Вождение с открытым люком стало неотъемлемой частью его войны. Учитывая ограниченный обзор, как у командира, так и у всего экипажа он быстрее определял ситуацию на поле боя и часто принимал решение до команды командира и за него. Экипаж ценил это и принимал, как необходимое условие выживания. Увеличение обзора почти с первого выстрела по машине, позволяло определить позицию противника и принять решение. Стрелок радист практически вообще, не имел обзора, и диск пулемета снаряжался по договоренность через каждых четыре обычных патрона одним трассирующим. Часто при атаке в движении механик водитель правой рукой наводил пулемет и большим пальцем нажимал на спуск, ориентируясь по трассерам контролируя движение и зону обстрела, а радист помогал с переключением передач. Заимев трофейный фотоаппарат увлекся фотографией прямо из люка. Уже и скопил коллекцию отснятых пленок (более десятка), пока в одном из рейдов, не получил бронебойный в борт. Придя в себя, когда уже занялся огнем комбинезон, пришлось вываливаться из машины, забыв о сумке с фотоаппаратом и прочим добром. Вообще горел и покидал танк, за все войну он, трижды. Второй раз из перевернутой взрывом тридцатьчетверки атакуемой самолетами и потом уже ползающим и перебегающим по полю спеющей ржи в черном «комбезе», гоняемый «Мессершмитом» с мыслью « Вот привязался, ведь рожь то высокая». И третий когда получил зенитный 88 миллиметровый снаряд в моторный отсек. Пожалуй, самый удачный так, как весь экипаж остался в живых. Было и попадание танка в ловушку, во время боя танк провалился в замаскированный ров ловушку. После боя танк с экипажем вытянули, и сразу был получен приказ на маршевый бросок, а с него сразу в бой. На марше у танка «срезало» сцепление, на что мгновенно отреагировали особисты, - уклонение от боя. Весь экипаж в полном составе в штрафбат. И только когда другой экипаж после ремонта в очередной раз, сорвал сцепление, установили, что двигатель в момент удара при падении сошел с оси, что и было причиной возникающей неисправности. Но повоевать, хоть и недолго, и там пришлось.
И вдруг, откуда то спереди по танкам открыли огонь. Мгновенно среагировав Гинтовт, увел свой танк, в сторону выходя из под огня. Противник в это время перенес весь огонь на разворачивающуюся в боевой порядок колонну. Танк Гинтовта оказался на левом фланге и впереди остальных машин. Рельеф местности (случайный бугор) скрыл их от вражеского наблюдения. Давай подойдем поближе – предложил Витольд командиру. – Как подойдем? - Я возьму левее. Тут бугристее. Не заметят. И вот вспышка рядом на траверзе. Это окапавшиеся самоходки и танки противника. – Радист! Передай: Я - восьмой. У меня танки за земляным валом. Они ведут огонь. Атакую! Противник сосредоточил весь свой огонь и внимание на развернувшейся бригаде. Не замечая, как чуть не из тыла Гинтовт подвел свой танк почти в плотную к окапавшейся вражеской машине. - Бей командир! Выстрел и снаряд разворотил моторную часть первого танка. А механик уже вел машину к другому. Снова выстрел и внутри «Тигра» начал рваться боекомплект. Третий постигла та же участь. Когда загорелся четвертый, немецкие танки, не понимая, откуда ведется огонь стали выползать из укрытия разворачиваться и уходить. Но танк Гинтовта продолжал их атаковать. Подошли и танки бригады они завершили дело. Засада была уничтожена. Вражеская оборона, прикрывающая Винницу, была прорвана. В этом бою экипаж благодаря умелым действиям механика водителя уничтожил шесть танков и самоходных орудий. Когда город был взят, командир танкового корпуса специально приехал в бригаду, что бы лично увидеть и поговорить с механиком водителем Гинтовтом, который в бою в результате обходного маневра атакой одной единственной машины обеспечил успешные действия всей части.
Во время боя конструктивные особенности и не доработки тридцатьчетверки часто вынуждали экипаж воевать с открытыми люками. При выстреле отработанные пороховые газы втягивало внутрь танка. И иногда заряжающий, терял сознание в интенсивном бою от нагрузки и отсутствия чистого воздуха. Однажды в бою в открытый люк влетел ошалевший от выстрелов гость. Прекрасный шоколадного окраса сеттер. И затих в низу у ног. После боя пес от экипажа не отходил, а при загрузке боекомплекта лапами под себя подкатывал к танку снаряды. По всей видимости, пес был членом немецкого экипажа, возможно подбитого в бою. Но через несколько дней в одном из боев он также как и пришел, так и ушел через открытые люки во время боя.
Водил тридцатьчетверку Гинтовт виртуозно. Не даром один из командиров Замула М.К., как то называл его «бог вождения». Да и выбирал машины Гинтовт по своей методе. Выбирал машину по мощности двигателя и качеству сборки. Ставил на танковый ручной тормоз и включая вторую или третью передачу трогал с места. Если двигатель глох, шел к другому. Тот, что рвал ручник, после ремонта, подходил для боя. Как то был он послан на завод, где получал и должен был сопровождать танки для бригады. Комбриг, ценя его опыт, доверял выбор машины лично себе только ему. Там, поселившись на дому в семье паренька, которого не взяли на фронт по возрасту, но доверили обкатку и погрузку танков, на полигоне Гинтовт с удивлением увидел тридцатьчетверки, прямо летавшие с явным превышением скорости, заявленной в технических характеристиках. Застолье пареньку развязало язык, и Гинтовт с удивлением узнал, что после обкатки, моторы настраивались на заниженные обороты двигателя, снижая мощность с целью продления моторесурса. Узнав детали и подробности устранения ползучести, по приезду в часть, собрав на совет экипаж, он выложил все, бросив на весы скорость в бою и из боя или трибунал за вывод двигателя из строя с формулировкой уклонение от боя. Экипаж выбрал скорость, согласившись на общую ответственность за выполняемую самовольную доработку двигателя. Как то однажды рассказывал у него в гостях после войны бывший его командир подразделения генерал танковых войск за столом при встрече однополчан, про случай, как командирский «Виллис» танк прикрывал. Когда однажды прижали наш КП и он решил сменить позицию, и на «Виллисе» быстро проскочить ставший опасным из-за возможности обстрела участок поля. На прикрытие вызвал как на грех танк Гинтовта. Уже прошедший подпольную модернизацию. Поставил задачу, вместе с ним уходить полем, взяв на броню не поместившихся в «Виллис». На что был слегка озадачен ответом механика водителя. Товарищ подполковник очень быстро ехать надо, я ждать с людьми не буду. – Давай, давай гони; получил ответ. «Виллис» выскочил первым и рванул по полю. А тридцатьчетверка, пошедшая за ним, легко догнала машину, обошла ее и ушла в перед. Проскочив участок более километра, и остановившись Гинтовт, услышал от подполковника – Ну..., жаль что «Виллис» без пушки, была бы, расстрелял твой танк и тебя вместе с ним. «Виллис» командира, танк при отходе прикрывал.
Увеличение скорости давало неоспоримое преимущество, как при атаке, так и при отступлении. Вот так и всю оставшуюся войну командиры других машин удивлялись скоростям его танков. Получая ответ, ну такие попадаются резвые. Наверное, и это влияло на живучесть танка и экипажа.
В глубокой тайне готовилась операция «Багратион». По ночам танки армии генерала Катукова, замаскированные кипами сена или искусно скрытые брезентом, в эшелонах передислоцировались на подступы Белоруссии. Новый удар по фашистам старшина Гинтовт нанес со своими товарищами на своей родной земле. Была также попытка экипажа с уже подготовленным танком (заправленным, старательно укомплектованным) покинуть расположение части и уйти на освобождение родного города Минска, но вовремя пресеченная особистом, тоже минчанином, от которого не укрылось тщательная подготовка танка и комплектация его дополнительными баками с соляркой. Оказавшимся гуманным, что было большой редкостью, и по-дружески разъяснившим экипажу за флягой спирта, о разнице подвига с определением дезертирства.
А танки уже шли по землям Украины. На пути танкового батальона показалась деревня. Танк с сидевшим на броне Гинтовтом пошел первым на разведку, в казалось обезлюдевшую деревушку. Танк прошел, первые дома и внезапно выскочил на площадь, где скопилось много немецких солдат с офицерами и стояли бронемашины с пушками. Орудийные расчеты бросились к орудиям. Реакция сработала мгновенно. Гинтовт бросил две гранаты в гущу солдат и, выхватив пистолет, бросился под прикрытие домов. Тридцатьчетверка под угрозой поражения от орудийных расчетов вынуждена была, отстреливаясь отойти. На помощь через полчаса подошла пехота и после атаки выбила фашистов из села. На площади остались трупы уничтоженных фашистов и подбитая техника. Танкисты бросились разыскивать Гинтовта. Позже экипаж радировал «Гинтовт в одиночку завязал бой с немцами и сражался как лев. Тела его не нашли. Слава павшему герою». А в это время Гинтовт сидел уже в части в ступорном состоянии и повторял– повар поесть не дает. А повар, стоя перед ним с первым и вторым упрашивал - Да что вы, поешьте. Только после вмешательства офицера медицинской службы Гинтовт пришел в себя. А недалеко кучкой стояли тринадцать немецких офицеров, взятых в плен во время учиненного им побоища. - Пленных на танк и в тыл! Приказал комбат, а Гинтовту ну что, разве еще порцию второго.
У одного населенного пункта в районе города Богодухов преследуя отступающие части противника, танковое подразделение, в состав которого входил Гинтовт, подверглось обстрелу их дальнобойных орудий. Гинтовт предложил командиру своего танка обойти деревню с фланга, используя рельеф местности и редкую растительность, сблизится с батареей и в момент перезарядки орудий проскочить простреливаемую площадь. Так было и сделано. Танк проскочил зону обстрела, и орудия оказался в тылу у них стал уничтожать орудийные расчеты. В результате данных действий экипажа было захвачено12 боеспособных с почти полным боекомплектом орудий. В наградные реалии эпизод этот, то же, как то не попал.
Под г. Винницей подразделение танков вышло к полустанку на железнодорожном перегоне «Винница-Жмеринка», захватив его и перерезав железную дорогу. Был уничтожен эшелон с 380 солдатами и офицерами, 5самоходных орудий, несколько бронетранспортеров, в результате чего было парализовано движение на железнодорожном перегоне. В течениенесколькихсуток полустанок несколько раз переходил из рук в руки. То немцы, выбивали наших, то наши немцев. В период, когда полустанок и железная дорога были заняты нашими, немцы к дороге отправляли авиацию. При подлете авиации, немецкие танкисты обозначали себя специальными сигнальными ракетами. Но наши танкисты тоже имели трофейный запас таких, же ракет, и недолго думая повторяли последовательность серий выпущенных ракет. Самолеты прилетали несколько раз, а в это время полустанок иногда прямо перед подлетом авиации менял власть. В очередной раз прилетевшим «Юнкерсам» очевидно была конкретно поставлена задача на уничтожение подразделений владеющего на данный момент полустанком, для обеспечения беспрепятственного прохода эшелонов к городу. И наши танкисты осталось только с удовлетворением и обсуждением качества работы созерцать, как немецкая авиация утюжила свою же бронетехнику. После чего полустанок и дорога перешли в полное и безоговорочное владение нашими войсками. Но бывало и по-другому. В бою под Курской дугой, когда его экипаж уничтожил два «Тигра» и два средних танка, его командир роты Кобзарь в одном бою подбил двенадцать танков и в дыму и гари вышел на наш орудийный расчет, который в пылу боя прямым попаданием в башню поразил весь экипаж кроме механика водителя.
Отдельной историей была операция по освобождению г. Гусятина(административного центра) Тернопольской области на Украине. Захват с тыла этого города с транспортными коммуникациями лишал возможности вывоза техники и имущества по железной дороге и отхода через город, отступающей группировки вражеских войск при контрнаступлении нашей армии. Когда ставилась задача танковому подразделению из 16 машин, которым командовал гв. Майор Десятков, командующий армией и член военного совета армии, объявил, что всем членам экипажа первого танка вошедшего город будет присвоено звание Героев Советского Союза. Батальону была поставлена задача, согласован и утвержден маршрут с обозначенными огневыми точками и укреп районами по данным разведки. Танковая группа в ночное время весной в период весенней распутицы, должна была пройти более 60 км и к утру выйти к городу и захватить его. По пути следования батальону пришлось несколько раз вступать в бои «местного значения». Была потеряна часть танков в коротких стычках, часть застряла в болотистой местности. И только танк Гинтовта с десантом из саперов смог дойти до города. На рассвете командир танка комбат Десятков решил брать город. В первую очередь саперам поставили задачу взорвать железнодорожные пути, а при атаке рассредоточившись вести огонь постоянно сменяя позиции, создавая эффект большего количества атакующей пехоты. Танк, ведя беглый огонь при поддержке 13 человек, ворвался в город и вышел на железнодорожную станцию. На станции были захвачены три эшелона с техникой и один с домашними животными (коровами, овцами, лошадями и свиньями). Местные жители городка запомнили момент освобождения и по тому, что скот разрешили им согнать из вагонов. По рации командир передал о захвате города, что и стало началом общевойсковой операции. Отступающие колоны техники и пехоты, наткнувшись на сопротивление в городе, вынуждены были бросать на дорогах подбитую от ведущегося огня и блокированную технику и уходить в обход города. От большого натиска и потока отступающих, экипаж не успевал обстреливать все дороги. С платформы эшелона была согнана «Пантера» и разделившийся экипаж двумя танками не давал возможности пройти через город. Город удерживался до позднего вечера и подхода другой нашей воинской части, которой и был передан в домике стоящим напротив станции на одной из шоссейных дорог. Когда экипаж передал город и вышел к своим, они были встречены командующим, который поблагодарил их за выполнение задания и поздравил с ходатайством о присвоения званий Героев Советского Союза. По какой-то причине награждения так и не состоялось. О значимости освобождения города говорит тот факт, что позже 45-й танковой бригаде было присвоено почётное наименование «Гусятинская». А в мирное время Гинтовт В. М. стал почетным гражданином города Гусятин. В 80 годах пионеры пытались данный факт озвучить и найти наградные документы но, увы.
В одном из разоренных украинских сел был подобран голодный и почти раздетый 13 летний парнишка Петр Черный. Танкисты накормили его, одели и взяли воспитанником полка в свой экипаж. Уже через год он научился управлять танком, и однажды в бою заменил в одном из экипажей погибшего механика – водителя. И повел боевую машину в бой, смяв своим танком два фашистских орудия. За этот бой был награжден медалью «За отвагу». Судьба его достаточно трагична, после войны на испытаниях атомной бомбы, он был в составе воинских подразделений прошедших по приказу через эпицентр взрыва. Приезжая в гости он рассказывал, как перед взрывом, была установлена техника - танки и самолеты построены дома, ангары, укрытия. На открытую местность согнаны стада коров и овец. Солдаты и офицеры ждали в укрытиях взрыва. После взрыва и команды, они пошли вперед. Из его рассказа зрелище было ужасным, техника была вся разбросана, разбита, сожжена и перевернута взрывной волной, а животные, еще остающиеся живыми, были обожжены и лишены кожи и глаз и представляли собой стоящие куски мяса. Меньше чем через год, после тяжелой болезни он, тяжело страдая, скончался.
После освобождения города Гусятин и выхода на государственную границу Румынии батальон был возвращен для уничтожения немецкой группировки около реки Днестр. Было дано задание, прорваться в центр вражеской группировки и, захватив аэродром лишить противника возможности снабжения войск продуктами, боеприпасами. При захвате аэродрома было уничтожено 4 самолета. В течение двух суток противник контратаковал батальон, понесший большие потери. В этом бою погиб комбат майор Десятков, были подбиты и сожжены почти все танки батальона. Гинтовту и еще двум экипажам еще сутки пришлось отбивать атаки противника. Лишенная поддержки снабжения группировка была уничтожена и взята в плен.
В Чехословакии часть танкового взвода, в составе трех боевых машин в которой был и танк Гинтовта, оторвавшись от наступающих частей, глубоко вошли на территорию, находившуюся под контролем немецких войск. У одного населенного пункта используя фактор внезапности, взяли в плен подразделение численностью около 200 солдат и офицеров с оружием и техникой. Имея четко поставленную задачу продвижения вперед для выполнения приказа, танкисты столкнулись с проблемой. 200 вражеских солдат только, что разоружённых с техникой, оставляемых практически уже в нашем тылу, три наших танка и 12 человек экипажа, и приказ двигаться дальше. Этот случай часто вспоминался Гинтовтом уже в мирное время, как бессмысленная жестокость и необходимость войны. Пленных пришлось расстрелять в овраге танковыми пулеметами.
В семье до сих пор хранятся наручные часы, перешедшие уже внуку Гинтовта Витольда Михайловича, который их изредка носит, идущие с завидной точностью. Часы марки «Bulla» сделанные по заказу вермахта перед началом войны. Часы имеют номер. Переданы они были Гинтовту одним офицером в подарок за сохраненную жизнь. Гинтовт не дал его расстрелять, объяснив, что тот был медиком или врачом. Было желание по номеру найти потомков если они и есть, даже когда то получили данные на австрийца из саперной части, но потом все как то не хватало времени, и поиски прервались.
Находясь в Берлине Гинтовт, квартировал у старушки немки, сын которой офицер погиб в начале войны. Немка, его окружила заботой и вниманием как сына, готовила ему, давала советы, рассказывала о жизни, делилась новостями из слухов и сплетен, а когда он ушел в госпиталь на перевязку ноги и его там, на несколько дней положили для обследования и процедур. Подняла на ноги все комендатуру для его розыска. Когда нашла, то категорически заявила что есть, будет он только то, что сама ему будет готовить и носить, а не больничную пайку. Был и классический роман с молодой немкой, о котором он не слишком распространялся, но однажды в годы «холодной» войны на замечание, а если опять война с Германией, с грустной улыбкой заметил, как бы не стала она для многих братоубийственной. От немки лишь сохранился рецепт приготовления кофе, на взбитых в сахаре яичных желтках с шоколадной крошкой который, иногда готовится в семье.
Экипаж Гинтовта первый вышел на государственную границу Румынии. Первыми 4 марта, танкисты 45 гвардейской танковой бригады полковника Моргунова М.В. вышли и на побережье Балтики и отослали флягу морской воды в военный совет фронта. Первой форсировала Шпрее 45-я гвардейская танковая бригада, которая овладела Тректов-парком.
Когда его танк вошел в парк Тиргартен и впереди, сквозь деревья проступили силуэты парковых скульптур и строений, а затем вместе с другими войсками подошел к рейхстагу, уже были бои, под Ржевом и Москвой, на Курской дуге, форсирование Вислы, Влтавы и Одера, освобождение городов и сел Чехословакии Румынии, Украины и Польши, и более 100 танковых атак. Только на официальном счету уже было 17- танков, в том числе 4-«Тигра», 4 - самоходных орудия и почему то именно «Фердинант», 27- уничтоженных орудий, 80- автомашин. Боевой путь был отмечен: - Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами, Красной звезды, Отечественной войны -1 степени, Славы – 3 степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В 1949 году Гинтовт В.М. окончил Минский автомобильный техникум. Работал прорабом в управлении механизации № 70 строительного треста № 15, прорабом СУ-15 «Спецстрой». Последняя крупная стройка, на которой он работал – Минский метрополитен. За труд был награжден орденом «Октябрьская Революция» и медалью «За трудовую доблесть», знаком «Отличник строитель», дважды награждался почетными грамотами Верховного Совета БССР. Умер с сентябре 1987 года. В 1990 году решением Мингорисполкома опубликованном в газете «Вечерний Минск» от 23.03.90г., магистрали №2 в микрорайоне Уручье – 6 присвоено имя Героя Советского Союза Гинтовта Витольда Михайловича.

Литература
• Во славу Родины (1941—1945) — М., 1961.
• Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1.
• Гетман А.Л. Танки идут на Берлин — 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Наука, 1982. — (Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах).
• Гетман А.Л. Танки идут на Берлин — М.: Наука, 1973. — С. 99-102. — 392 с. — (Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах).
• Газета «Вечерний Минск» от 23.04.1976г.
• Газета «Вечерний Минск» от 13.09.1986г. №212(5716).
• Журнал «Советский воин» №19 1964 года.
• Памятный альбом биографий, Героев Советского Союза уроженцев Минска и Минской области изданный в 1965г.
Документы
• Наградной лист В. М. Гинтовта, ЦАМО. Страницы 1 и 2.
• Архив МО СССР, ф. 676, оп. 382898, д. 1, л. 23.
• Архив МО СССР, ф. 300, оп. 3112, д. 3, л. 322.
• Архив МО СССР, ф. 676, оп. 382898, д. 1, л. 23.
 

Категория: Люди Победы | Добавил: skwea
Просмотров: 3373 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1  
https://семечка-джа.com/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%89%D0%B 8%D0%B5/auto-great-white-shark-fem.html - Great White Shark Auto Feminised купить семян сорт конопли Грейт Вайт Шарк Авто Фем
Компания-реализатор “Семечка Джа” занимается реализацией отборных семян канабисаотборных сортов и
уже не один год занимает одну из первых
позиций в этой области рынка.

Посмотрите как в США построен рынок семян. Например http://www.cannabiscollege.com/ или здесь
https://www.cancer.gov/about-cancer/treatment/cam/hp/cannabis-pdq. Узаконивание проходит во всё большем количестве стран. Сервис постоянно совершенствуется А что мы видим у в Киеве только одинокий интернет магазин соответствующий Европейскому уровню !!! Единственный суперский магазин семян - seedjah.com и тот забанен роскомнадзором (((

Наш интернет-магазин предлагаем нашим клиентам семена только наивысшего качества, которые имеют максимальный всхожесть. Кроме качества предлагаемого нами продукта, Вас обязательно приятно удивят
наши доступные цены. Это можно объяснить тем, что высокий уровень конкуренция среди
компаний-реализаторов, предлагающих подобного родапродукт,
вынуждаетбороться за идеальное качество
продукта и обслуживания и при этом поддерживать самые низкие цены.
Приобретая семена конопли у нас, Вы можете
быть совершенно спокойны, что получите конкретно тот вид, что Вы заказали. Наша компания перевозим
семена марихуаны по территории Украины и России. Если по какой-то причине Вы не получаете свой
заказ, наш магазин ручаемся возврат всей заплаченной за него суммы денег. пример http://семечка-джа.com/ua/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D 0%BE% D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/auto_critical.html - http://семечка-джа.com/ua/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80% D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/auto_critical.html Купити елітне насіння конопель Auto Critical недорого, якісно, конфіденційно
И, напоследок, по поводу секретности – компания “Семечка Джа” ценит выбор своих клиентов, поэтому, сотрудничая с нами, Вы можете быть абсолютно полностью уверены, что абсолютно вся кннтактная информация о заказчике и месте доставки останется конфиденциальной.
мы в социалках
https://plus.google.com/+Seedjah
https://yandex.ua/maps/org/semechka_dzha_seedjsh/1642584941?lang=ru
https://twitter.com/seedjah
https://www.facebook.com/semechkajah/
https://ok.ru/profile/572871626215
https://www.instagram.com/semena_cannabisa/
т. +38(099)76-66-563

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
 
Московское время
Праздники России

 

 
Погода

 

 
Доска обьявлений

 

 
Новости
 

©1997-2017 SAV-VIDEO Бесплатный хостинг uCoz